■ В 1658 г. инок Свято-Ильинского (позже Свято-Троицкого Ильинского) монастыря в Чернигове Геннадий написал в своей обители образ Пресвятой Богородицы, который с 16 по 24 апр. 1662 г. источал слезы. Об этом и последующих чудесах, явленных через описываемую икону, сообщает книга «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (издание: Новгород-Северский, 1677). Данное произведение принадлежит перу иеромонаха Димитрия Туптала – будущего свт. Димитрия Ростовского, который в 1675-1677 гг. нес послушание проповедника при Черниговском архиеп. Лазаре Барановиче. В переработанном виде книга св. Димитрия о чудотворной иконе Свято-Ильинского монастыря не раз переиздавалась с 1680 г. под названием «Руно Орошенное». По словам автора, исходившие от иконы слезы – это плач Пресвятой Богородицы о страждущих во грехах людях, призыв к покаянию и свидетельство о Ее слезном ходатайстве перед Богом за род человеческий. «Летопись» украинского историка XVII-XVIII вв. Самуила Величко называет чудо слезоточения 1662 г. от иконы Свято-Ильинской обители плачем Пречистой над политическими смутами, охватившими Украину. Осенью того же года Господь явил 2-е чудо от святыни: когда при нашествии на окрестности Чернигова крымчаков Свято-Ильинский монастырь подвергся грабежу, то скрывшиеся в пещерах обители иноки остались невредимы, а чудотворная икона явилась нетронутой – Господь сохранил ее, сделав невидимой для взора нападавших. В дальнейшем по молитве у благодатного образа происходили чудеса исцеления недужных.
■ В 1677-1695 гг. Свято-Ильинский монастырь был расширен: по-соседству со старой усадьбой обители устроили новую, более обширную, с величественным Свято-Троицким собором во главе архитектурного ансамбля. В период обращения Свято-Троицкого Ильинского монастыря в архиерейский дом, в 1786-1794 гг. чудотворная Ильинская икона пребывала в Елецкой обители, а затем святыню перенесли обратно. В 1905 г. этот образ явился во сне будущему старцу прп. Лаврентию Черниговскому, когда тот, еще молодой послушник Лука Проскура, регент Рыхловского монастыря на Черниговщине, был переведен в Черниговский архиерейский дом. С течением времени было сделано много списков Ильинского образа, распространявшихся и почитавшихся, как, например, список в Гефсиманском скиту подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Официально судьба оригинала Ильинской иконы после революции неизвестна.
■ Большой список Ильинского образа (в Елецкой обители), датируемый XVIII в. (хотя старые инокини, знавшие прп. Лаврентия Черниговского, называли данную икону оригиналом), в годы временного возрождения Свято-Троицкого Ильинского монастыря (1942-1962) находился там, а позже – у монахини Агнии, передавшей его перед кончиной (1996) в Елецкую обитель. Малый список Ильинского образа помещен в оклад, имеет небольшие размеры, до революции находился в Елецком монастыре, со времени закрытия обители до 1988 г. – в Киеве у монахини, передавшей святыню в Киево-Печерскую Лавру, а в 1994 г. возвращен в Елецкую обитель. Празднование в честь Чернигово-Ильинской иконы Пресвятой Богородицы совершается 16 (29) апр.; в честь списка Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – 1 (14) сент.