История

Основание

По преданию, однажды, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, проходившие возле города люди заметили сияние: как оказалось, оно окружало неведомо кем поставленный на еловом дереве образ Пресвятой Богородицы; обретенная святыня получила название Елецкой иконы Божией Матери, а на месте чуда Святослав возвел в 1060 г. церковь, ставшую вскоре главным храмом одноименного монастыря.

Указанное предание, со ссылкой на устную традицию и монастырский синодик (составленный в сер. XVII в. Черниговским епископом Зосимой (Прокоповичем) и впоследствии утраченный), привел в своей книге «Скарбница потребная» о Елецкой иконе настоятель обители архимандрит Иоанникий (Галятовский) (печать: Новгород-Северский, 1676; Киев, 1985; Чернигов, 2013).

Приписывая устройство храма и обители на месте явления Елецкой иконы Святославу, «Скарбница» допускает, что «певне (возможно) монастыреве Елецкому дал благословение од Святои Гори Афонскои так, як дал монастыреве Печерскому», и «як монастырь Печерский, так и Елецкий… бытностию своею приоздобил (украсил) и прославил» прп. Антоний (†1073) – основатель Киево-Печерской Лавры (1051), который в 1069-1072 гг. жил в пещере среди Болдиных гор.

Гипотезу о. Иоанникия о прп. Антонии по-разному расширили историки XVIII-XIX вв.: придя в Чернигов, прп. Антоний либо на время поселился в уже основанной Елецкой обители, а затем удалился в пещеру, либо вдохновил Святослава на создание монастыря при ранее возведенном храме.

Летописная «Повесть временных лет» нач. XII в. гласит: «Нача гневатися Изяслав на Антония из-за Всеслава, и прислав Святослав нощью, поя Антония к Чернигову. Антонии же пришед к Чернигову, и возлюби Болдину гору, и ископав пещеру, и ту вселися, и есть манастырь Святое Богородице на Болдинах горах и до сих днии» (рукописный вариант: «и до сего места»)».

Печатный «Киево-Печерский Патерик» 1661 г. уточняет, что прп. Антония заподозрили в сочувствии Всеславу Полоцкому, вероломно плененному Изяславом Киевским и выпущенному киевлянами во время бунта 1068 г.; свт. Филарет Черниговский высказал в своих «Житиях святых» мысль: «Если Антоний и принимал бывшего темничника Всеслава, то конечно только в духе любви святой [т.е. просто не стал отказывать в беседе, как гостю – ред.]. Но Изяслав считал это оскорблением себе»; историк Михаил Приселков допускал факт неодобрения прп. Антонием вероломства Изяслава).

Как полагал о. Иоанникий, под указанным в летописи Богородичным монастырем «мается розумети монастырь Богородици Елецкои, поневаж на горах Болдинах близко Чернегова инший монастыр Пресвятои Девы ся не знайдует». Хотя в соседней Свято-Троицкой Ильинской обители почитается пещера прп. Антония (где в 1680-1799 гг. был известен подземный храм Похвалы Пресвятой Богородицы), – это не противоречит гипотезе «Скарбницы»: в кон. XI в. на Болдиных горах мог возникнуть единый монастырь с наземным храмом в центре и пещерами в округе (эту версию выдвинул в 1852 г. в «Черниговских губернских ведомостях» Петр Леневич, а в 1999 г. поддержал археолог Владимир Руденок).

По словам «Скарбницы», Святослав (†1076) возвел на месте явления иконы каменный Успенский храм, который доныне стоит в обители. Исследования ХХ в. установили его соответствие эталону, который доминировал в зодчестве Руси с 70-х гг. XI в. до рубежа XII-XIII вв. Это не исключает постройки Святославом деревянной церкви в 1060 г. и закладки им каменной в нач. 1070-х гг. (когда в Киеве заложили первые летописные соборы подобного типа).

Недавно черниговским историком Александром Тарасенко выдвинута гипотеза, согласно которой монастырь мог быть основан в 1070 г.: накануне в 1068 г. Святослав разгромил вторгшееся на Черниговщину войско половцев (это была 1-я победа русских дружин над половцами после поражений 1061 и 1068 гг.), в 1069 г. в Чернигов пришел прп. Антоний, а в 1070 г. брат Святослава Всеволод заложил в Киеве 1-й каменный храм, аналогичный Елецкому Успенскому собору.

Продолжение истории

После монгольского разорения (1239) новый расцвет обители последовал в XVI в.: «Скарбница» перечисляет предания старожилов Черниговщины о том, что «того часу на церкве Елецкои много было верхов мурованых, и монастыр Елецкий докола был палями оставленный», «и келии около церкви были», «был колодяз и звон великий на двох столпах висел», «трапеза же и звонница од реки Десны была», «меншии зась особно звоны были на звонници».

В 1611 г. Чернигов был сожжен польским воеводой Горностаем, после чего 12 лет стоял необитаемым (как рассказывали о. Иоанникию старожилы, неприятель прибег к хитрости: зная про выезды жителей на рыбную ловлю к реке Белоус, воины Горностая подъехали к крепости ночью, лежа в накрытых телегах и изображая возвращение обоза с уловом; при этом один из воинов крикнул страже по-русски: «Свои люди! Рыбу из Белоуса везем!»); обитель опустела, и впоследствии «верхи мурованыи над хором и по боках упали, наостанок великий верх мурованый в засклепеню (своде) ся проламал и упал и учинил громот великий, который по всем Чернигове люди чули».

В 1626-1646 гг. монастырем управлял принявший унию известный писатель архимандрит Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, который в год кончины (1646) выпустил в личной переносной типографии свою книгу «Перло многоценное» – сборник статей религиозного содержания в стихах и прозе, 1-е печатное издание в истории Левобережной Украины.

Между 1648-1657 гг. Черниговский епископ Зосима (Прокопович), проживая в Киево-Печерской Лавре, посещал запустелый Елецкий монастырь и составил синодик обители со сведениями о ее истории.

2-я пол. XVII в. – время возрождения и вступления монастыря в период 3-го расцвета под опекой выдающихся деятелей Православия в Украине (должность Елецкого настоятеля в этот период служила ступенью к восхождению на Черниговскую архиерейскую кафедру).

■ 1657-1669 гг.: руководя епархией из Новгорода-Северского, делами об угодьях обители управляет назначенный на Черниговскую кафедру (1657) епископ (с 1667 г. архиеп.) Лазарь (Баранович) (†1693) – выдающийся иерарх, неоднократный местоблюститель Киевского митрополичьего престола, проповедник, писатель и поэт.

■ 1669-1688 гг.: Елецким настоятелем является приглашенный владыкой Лазарем в Чернигов и затем возведенный в сан архимандрита о. Иоанникий (Галятовский, †1688, погребен в обители, см. Объекты: Достопримечательности) – выдающийся церковный ученый и писатель. Собрав необходимые средства, о. Иоанникий организовал в монастыре ремонт Успенского собора и постройку новых каменных зданий (см. Архитектура), составил книгу о чудесах древней (исчезла в годы лихолетий) и новой (список, подаренный обители в 1676 г.) Елецкой иконы Божией Матери (см. Святыни) с описанием истории монастыря («Скарбница потребная», 1676).

■ 1688-1695 гг.: Елецкий настоятель – приглашенный архиеп. Лазарем в Чернигов (на место почившего о. Иоанникия) и возведенный в сан архимандрита свт. Феодосий (Углицкий, †1696). Помогая стареющему владыке в управлении епархией, он в порядке исключения (при живом правящем архиерее) получает в 1692 г. те же сан и титул: «архиепископ Черниговский». С именем свт. Феодосия связано появление в монастыре деревянного настоятельского дома с вырезанными на балке потолка инициалами подвижника и датой постройки (1688). Дом сохранился в перестроенном виде, и, наряду с каменными зданиями обители, имеет статус охраняемого памятника архитектуры – как один из старейших деревянных домов Левобережной Украины (см. Архитектура).

■ 1695-1697 гг.: настоятель – назначенный на эту должность свт. Феодосием (как кандидат в преемники по Черниговской кафедре) и возведенный в сан архимандрита свт. Иоанн (Максимович). С 1697 г. свт. Иоанн – архиеп. Черниговский, в нач. XVIII в. – митрополит Тобольский и всея Сибири (†1715). Помимо своего архиерейского служения, свт. Иоанн известен как учредитель Черниговского Коллегиума (1700), писатель, проповедник и миссионер.

■ 1697-1700 гг.: настоятель – назначенный на эту должность свт. Иоанном и возведенный в сан архимандрита свт. Димитрий (Туптало), будущий митрополит Ростовский (в кон. 1699 и весь 1700 гг. подвижник проживал в Новгород-Северском монастыре, которым управлял, сохраняя Елецкое настоятельство). Свт. Димитрий – прославленный духовный писатель и проповедник, настоятель многих монастырей (в Украине) и архипастырь (в Ростове Великом), педагог и драматург, составитель 1-го в истории Православия полного печатного свода «Житий святых». В Елецкой обители подвижник продолжал начатую в 1684 г. работу над «Житиями», во время голода 1697-1698 гг. оказал помощь бедным на средства монастыря.

■ 1860-1866 гг.: Черниговский архиеп. свт. Филарет (Гумилевский, †1866) проживает в обители в зимние месяцы и переводит сюда Черниговскую Духовную Консисторию, прокладывает дороги от Елецкого к Свято-Троицкому Ильинскому монастырю (спускающиеся в долину Десны отрезки нынешних ул. Кн. Черного и Л. Толстого); 1868-1916 гг.: с момента учреждения при Черниговском правящем архиерее должности викарного епископа (1868) до нач. ХХ в. (1916) Елецкими настоятелями являются викарии Черниговской епархии епископы Новгород-Северские.

■ 1911-1917 гг.: Елецким настоятелем является сщмч. Пахомий (Кедров) – в 1911-1916 гг. викарный епископ Новгород-Северский, в 1916-1917 гг. викарный епископ Стародубский (при открытии в 1916 г. Стародубского викариатства Новгород-Северским викарием стал настоятель Новгород-Северского монастыря), в 1917-1930 гг. – архиеп. Черниговский (†1937). В 1916 г. владыка Пахомий совершил в обители хиротонию в священнический сан насельника Свято-Троицкого Ильинского монастыря прп. Лаврентия (Проскуры) – будущего знаменитого старца прп. Лаврентия Черниговского (†1950).

В 1920-х гг. обитель была упразднена, ее здания поэтапно отданы разным светским учреждениям, от чего позже (в 1930-х гг.) ухудшилось состояние монастырского архитектурного ансамбля. В 1941-1943 гг. нацистские оккупанты разместили в обители воинскую часть и ненадолго разрешили богослужение в одном из корпусов, однако при этом ряд построек обратили в руины (см. Архитектура). В 1943-1990 гг. была проведена реставрация некоторых сооружений монастыря, при сохранении их в ведении разных светских учреждений.

В 1992 г. началось возрождение обители трудами женской монашеской общины. В 1996-2006 гг. настоятельницей монастыря была игумения Амвросия (Иваненко) – духовная дочь и ученица прп. Лаврентия Черниговского. В 1996-1998 гг. отремонтированы все обветшавшие здания обители. В уважение к заслугам м. Амвросии перед Украинской Православной Церковью, Елецким монастырем и Черниговом тело почившей в 2006 г. игумении погребено в монастыре (входящем в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника).