Архитектура

В центре обители возвышается Успенский собор, вокруг которого, на разном удалении, расположены корпуса, старинный деревянный дом и включенная в кольцо ограды колокольня (небольшие хозяйственные строения находятся на задворках восточного корпуса).

Ограда с колокольней и ворота

В XVI в. обитель окружал деревянный частокол; на южной стороне монастыря стояла звонница с малыми колоколами; отдельно на 2-х столбах висел большой колокол, который в 1611 г. попытались и не смогли увезти поляки, но который к 1669 г. был все же утрачен. Нынешняя кирпичная оштукатуренная стена с 8-гранной колокольней (высотой ок. 35 м) в стиле украинского барокко выстроены во 2-й пол. XVII в. (в 1880-х гг. южная часть северо-западного звена стены рухнула из-за оползня и была восстановлена с меньшей высотой; в 1935 г. разобрано южное звено ограды).

В каменной ограде – 2-е ворот: закрытые восточные и действующие западные. Восточные устроены в 1-м ярусе колокольни и в настоящее не используются (поскольку расположены вдали от благоустроенных улиц и вблизи к монастырскому корпусу, который в кон. ХХ в. стал игуменским); западные, в виде сводчатой арки с горизонтальным верхом, находятся в северо-западном звене ограды и являются ныне главным входом в обитель.

Успенский собор

Сооружение имеет форму огромного короба с 3-мя полукруглыми в плане выступами на восточном торце (апсидами), 4-мя высокими главами над кровлей и пониженной 2-купольной пристройкой вдоль южной стены. Кладка и план основной части храма (3 продольных нефа, 6 опорных столпов) соответствуют одному из эталонов зодчества древней Руси, получившему распространение в кон. XI – кон. XII вв. Пояски из миниатюрных глухих арочек на фасадах (кроме восточного), барабане главного купола и карнизе апсидки, выступающей в интерьере из южной части притвора к востоку, а также закругленные полуколонны боковых фасадов, – представляют собой заимствование из т. наз. романского стиля архитектуры средневековой Европы. Все купола, каменные барабаны восточной и западных глав, а также стены южной пристройки оформлены в духе украинского барокко. Достигнутая зодчими XVII в. и сохраненная реставраторами ХХ в. гармония между древнерусской основой и поздними барочными элементами придает облику храма запоминающееся своеобразие и единство. Благодаря удачным пропорциям составных частей здания и наличию южной пристройки, храм, при обходе вокруг него, открывает смотрящему разные оттенки своего образа: с запада – цельное устремление ввысь, с юго-запада – мирное равновесие, с юго-востока – праздничное богатство линий и степенно-торжественное восхождение к небу (здесь храм подобен городу, поднимающемуся по склонам горы к вершине), с севера – мощь и величие.

Сопоставление письменных исторических данных и результатов натурных исследований 1924-1926 и 1947-1954 гг. позволило восстановить строительную историю храма. Первоначально собор имел фресковую роспись, 3-е крытых сеней при входах и 3 главы с шлемовидными куполами на круглых барабанах: центральную и 2 – на концах 2-го с запада поперечного нефа; примыкающее к хорам помещение и южная часть притвора являлись, вероятно, приделами с отдельными престолами. Многоглавие, сени и фресковая роспись были сохранены при ремонте храма в XV-XVI вв. После разорения нач. XVII в. часть главного купола и 2 другие главы обрушились. В ходе ремонта нач. 1670-х гг. были разобраны руины сеней и надстроены 4 новых главы: 2 – на месте утраченных боковых, по одной – над срединой хоров и центральной апсидой; при этом все купола обрели иную форму. В 1698-1701 гг. возведена южная пристройка. Со временем глава над срединой хоров была разобрана.

Известный по фотографиям деревянный резной 5-ярусный иконостас в стиле украинского барокко (его датируют 70-80-ми гг. XVII в.; в 1860 г. и после пожара 1869 г. он ремонтировался) не сохранился. В нач. XXI в. сооружен новый резной деревянный 2-ярусный иконостас (его высота, как у древних алтарных преград, оставляет открытым свод главной апсиды) с иконами в византийском стиле (с 1990-х гг. на его месте стоял временный иконостас в виде ширмы с барочными контурами и 4-мя рядами икон).

В своей «Скарбнице» о. Иоанникий свидетельствовал о хорошей сохранности древнерусских фресок накануне ремонта храма и сообщил о поновлении в 1660-х гг. как минимум одной из них – «Воплощение Христово» (Оранта в южной части притвора, см. ниже). К кон. XIX в. почти все фрески кроме «Воплощения» были заштукатурены, в ряде мест находились более поздние росписи. Исследование других уцелевших фрагментов фресок проводилось в кон. XIX и неоднократно – в ХХ вв. Сегодня эти фрагменты доступны для обозрения.

Южная часть притвора является одним из самых знаменитых мест обители. Наличие здесь полукруглой в плане восточной стены говорит о том, что в древнерусское время это помещение было приделом. С восточной стороны полукруглая стена украшена по карнизу поясом маленьких глухих арочек и до самого пола обнажена от штукатурки – для обозрения аккуратных слоев древнерусской кладки. На западной стороне стены изображена Оранта (образ Пречистой Девы с поднятыми в молении руками) с Богомладенцем на груди. «Скарбница» называет этот образ «Воплощение Христово» и сообщает предание о том, как накануне сожжения Чернигова польским воеводой Горностаем (1611), один человек спрятал в описываемом приделе клад, а когда не нашел сокровища после ухода поляков, то, вскрикнув перед Орантой: «Почему Ты не уберегла?..» – ударил икону в лик и был наказан потерей рассудка. «Скарбница» отмечает, что тщанием Черниговского полковника Демьяна Игнатовича (Многогрешного, 1665-1669; в 1669-1672 гг. – гетман Украины) Оранту поновили, но рана на фреске осталась заметна. Та же книга рассказывает, что одна мирянка, по имени Агафия (которая в юности проживала в Чернигове и знала предание о пропавшем кладе), будучи замужем в Лебедине, молилась к Божией Матери – ради чудотворного образа «Воплощения» на стене Елецкого храма – о спасении сына из татарского плена и дала обет пожертвовать в обитель большую свечу и покров, что и исполнила в 1676 г. (когда ее сыну удалось бежать после 5-ти лет неволи). Из «Скарбницы» известно, что к моменту издания книги (1676) придел с Орантой был освящен в честь Собора Пресвятой Богородицы. К 1786 г. этот придел был переименован в честь Рождества Христова, а к 1813 г. обращен в одно из помещений для ризницы. Описание 1852 г. гласит: «Придел полукруглый, в коем… ныне поставлен иконостас и служатся молебствия». Описание 1903 г. именует юго-западный придел часовней Знамения Божией Матери (так иногда называют вариант Оранты, отличающийся изображением на груди Пречистой лика Богомладенца – именно такой вариант и отображает фреска).

Южная пристройка собора возведена как придельный храм св. ап. Иакова на могиле умершего в 1698 г. Черниговского полковника Якова Лизогуба, о чем напоминает стихотворная эпитафия на мраморной доске, вмурованной в южный фасад к востоку от входной двери; освящение придела состоялось в 1701 г.

Несмотря на исследования 1924-1926 гг. и объявление в 1927 г. собора историко-культурным памятником всеукраинского значения, средств на поддержание храма в достойном виде государство вовремя не выделило, и в 1928 г. сооружение находилось в плачевном состоянии; в 1941 г. нацисты устроили здесь конюшню; после войны в юго-западном приделе хранили соль, а позже в храме складировали технические запчасти и металлолом. В 1947-1954 гг. собор вновь был исследован, в 1961-1962 гг. – отреставрирован, в 1967-1990 гг. проведены дополнительные исследования и реставрационные работы. В 1996-1998 гг. произведен новый ремонт, после которого в канун престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы – 26 авг. 1998 г. – состоялось освящение обновленного храма.

Руины старого Свято-Петро-Павловского храма

Напротив западного фасада Успенского собора взор привлекают руины старинной постройки из красного кирпича – остатки 1-го каменного православного храма, воздвигнутого в Чернигове после монгольского разорения. В 1676 г. на этом месте на средства Черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была построена церковь свв. апп. Петра и Павла с трапезной палатой. При копании рва под фундамент работники обнаружили круглый оловянный образ Пресвятой Богородицы; его подняли на поверхность, а затем вновь присыпали землей, но позже он был обнажен ветром и дождевой водой. Сообщая об этом в «Скарбнице», о. Иоанникий отметил: «Пресвятая Богородица Сама Свой образ людем объявила, жебы люде въ церкве Елецкой шановали Пресвятои Богородици чудотворний образъ, на муре вымалиованый» (аналогичный по иконографии).

В 1851-1852 гг. в храме был устроен придел свт. Димитрия Ростовского. В 1860-1862 гг. здание приспособили под размещение Черниговской Духовной Консистории, старый храм упразднили и вместо него открыли одноименную церковь в новом доме настоятеля на южной стороне обители. При упразднении монастыря в 1920-х гг. здание Консистории стало использоваться бондарной мастерской и начало разрушаться, а в годы Великой Отечественной войны превратилось в руины (ныне в хозяйстве обители используются обширные подвалы сооружения).

Новый Свято-Петро-Павловский храм

Напротив южного фасада Успенского собора, по краю плато Болдиных гор протянулся с запада на восток длинный корпус с поперечным выступом посредине, имеющим 3-угольное завершение; это – Южные кельи с домовым храмом свв. апп. Петра и Павла. Свой нынешний облик здание обрело не сразу: в 1806-1811 гг. здесь были построены каменные настоятельские покои (прежде настоятели жили в деревянном доме); в нач. 1860-х гг. свт. Филарет (Гумилевский), проводивший в обители зимние месяцы 1860-1866 гг., обустроил в зале при покоях храм свв. апп. Петра и Павла (упразднив одноименную церковь 1676 г.); в 1879 г. пономарку церкви обратили в придел свт. Димитрия Ростовского; после революции (1917) здание служило казармой, в начале периода нацистской оккупации (1941-1943) здесь был Свято-Димитриевский приход, а в конце – размещались немецкая казарма и мастерская по ремонту техники, корпус получил большие повреждения; в 1943-1947 гг. он был восстановлен с некоторыми изменениями и позже использовался разными учреждениями (театр, филармония, ЗАГС, спортклуб, библиотека, облархив). В 1979 г. парадный фасад здания был запечатлен в художественном кинофильме «Дачная поездка сержанта Цыбули», ставшем знаменитым (благодаря удачному использованию комедийного жанра в теме Великой Отечественной войны).

В праздник Преображения Господня 19 авг. 1992 г. состоялось 1-е (с начала возрождения монастыря) богослужение – в отведенном под храм помещении в восточном крыле здания; центральную часть и западное крыло корпуса занимают кельи. Богослужение в храме совершается в холодные месяцы, на этот же период сюда переносят наиболее знаменитые святыни обители.

Домик святителей Феодосия и Димитрия

Западнее колокольни привлекает взоры 1-этажный деревянный домик, известный как Келья святителей Феодосия и Димитрия. На сосновой балке потолка в главной комнате уцелела старинная резная надпись: «При Феодо(сии) Углиц(ком) а(р)х(имандрите)е ро(ку) ахпи (1688)». По преданию, свт. Феодосий воздвиг этот домик как келью для настоятеля монастыря, а свт. Димитрий – проживал здесь в бытность Елецким архимандритом. Учитывая, что к лику святых причислен и свт. Иоанн Тобольский (1916) – преемник свт. Феодосия и предшественник свт. Димитрия в управлении Елецкой обителью, домик можно было бы называть и кельей трех святителей.

Домик не раз перестраивался. Описание 1852 г. гласит: «В этой келии до сих пор под потолком сохраняется дерево, служившее в такой же келии бывшего здесь архимандритом и архиепископом Феодосия Углицкого, как видно из вырезанной в его время надписи… Старики этого монастыря уверяют, что это дерево служит уже на 4-й келии». В описании 1900 г. читаем: «Ближайшее знакомство с строением домика… дает понять, что к нему во многом после святителя (Феодосия) коснулась рука человеческая, оставившая однако же в неизменной сохранности срединную потолочную балку». Мнение же ученых таково: «Дом… датируется надписью на сволоке. Первоначальный объем определяется гипотетически. Сохранившееся здание представляет восточную часть дома, изображенного на рисунке 1706 г. В результате позднейших перестроек XVIII-XX вв. оно стало самостоятельным, с новой формой крыши, с небольшой достройкой с западной стороны».

До нач. XIX в. в доме обитали преемники свт. Феодосия по Елецкому настоятельству, затем – их наместники. В 1892 г. здесь была открыта иконописная школа для приходящих учеников. На стыке XIX-ХХ вв. в одной из комнат существовала часовня, где богомольцам показывали церковные вещи времен свтт. Феодосия и Димитрия. В 1920-х гг. богоборческие власти, желавшие разрушить постройку, заявляли: «Пусть лучше погибнет исторический памятник, чем сохранится память о Феодосии Углицком» (святыня уцелела лишь чудом).

Игуменский корпус

Северо-восточнее Успенского собора расположен 1-этажный Н-образный в плане корпус с не покрытыми штукатуркой карнизами из красного кирпича, деревянными фронтонами под 5-секционной кровлей и множеством печных труб; центральная часть здания вытянута с северо-запада на юго-восток; подчеркнуто-архаичный облик постройки – плод труда реставраторов.

Датой возведения корпуса ученые считают рубеж XVI-XVII вв. и полагают, что эта старейшая уцелевшая жилая постройка из кирпича в Левобережной Украине первоначально служила покоями настоятелей. В XIX в. корпус упоминается как келейный. После Великой Отечественной войны от здания уцелели лишь стены со следами неоднократных перестроек в прошлом; в 1954-1958 гг. проведена реставрация, в частности: «Конструкция крыши и декоративные оформления оконных проемов выполнены по аналогам изображений старопечатных книг, покраска карниза – по аналогам, взятым в кельях Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском» (Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т. 4. 1986).

«Объемно-пространственная структура проста. Состоит из трех частей – центральной и двух боковых крыльев, идентичных по планировке типа камера-сени-камера со входом по центру каждого объема… Особую достопримечательность составляют интерьеры с восстановленными печами, каминами, покрытием пола, выполненного из кирпича» (Памятники, 1986). «Восстановлены… изразцовые печи в стенах сеней. Одна, из зеленых рельефных изразцов XVI века, – в восточной комнате центральной части корпуса, другая, из белых расписных изразцов XVII века, – в южной комнате восточной части корпуса» (Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь, 1999). В 1980-х гг. в здании размещалось Общество охраны памятников, после возрождения обители (1992) корпус стал покоями игумении.

Восточный и Юго-западный корпуса

Восточнее собора расположен 1-этажный келейный корпус с высокой кровлей, протянувшийся с севера на юг на 71 м. Вблизи южного конца к восточной стене корпуса примыкает алтарная часть нового Свято-Петро-Павловского храма. Восточные кельи выполнены в стиле украинского барокко и датируются XVII в. Как в нынешних, так и в старинных описаниях отмечался высокий художественный уровень декоративного оформления парадного западного фасада здания. Юго-западнее собора находится Г-образное в плане здание, «залом» которого направлен на юго-запад и разделяет 1-этажный корпус на 2 крыла, разных по отделке главных (обращенных к собору) фасадов. Юго-восточное крыло отделано в стиле украинского барокко и датируется XVII в.; в старину это крыло объединяло в себе жилые и хозяйственные помещения (что заметно по обрамлению келейных окон в западной половине и очертаниям складских дверных проемов – в восточной). Северо-западное крыло пристроено в 1880-х гг. и отделано в стиле простых зданий того времени. Ныне в юго-восточном крыле – хозяйственные помещения, в северо-западном – трапезная.

См. также “Пещеры” и “Известнейшие погребения” в разделе “Объекты: Достопримечательности”