Список Елецкой иконы Божией Матери XVII в.

«Скарбница» о. Иоанникия (1676) гласит, что обретенный в XI в. на ели (на месте будущего Елецкого монастыря) чудотворный образ Пресвятой Богородицы «з Чернегова до Москвы под часъ войны ест перенесеный, поневаж тепер въ Чернегове ся той образ не знайдует», и что «в Москве на ринку и по местах инших въ России Великой образы такии продают, где намаливано дерево еловое альбо елину з галузями зелеными, межи тыми галузями зелеными высоко сидячая ест намалиована Родителка Божая, на Своих коленах Дитятко, Христа сидячого, под пахи лѣвою рукою держачая, а Христос въ левой руце держит хартию звитую». В описании Успенского собора г. Харькова 1857 г. свт. Филарет (Гумилевский) сообщает: «Икона Елецкая во время татарского разорения была сохранена во внутренности стены церковной. По обновлении же храма находилась в храме. Когда Чернигов перешел в руки польского короля, то в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния» (названные в цитате князья упомянуты и в «Скарбнице», с фамилией Воротынских, но лишь как потомки Святослава и хранители предания о явлении Елецкого образа, а не как владельцы, перенесшие икону в Москву). В другом своем произведении, «Житиях святых» (печать – 1885), свт. Филарет по-иному пишет о судьбе святыни: «В 1611 году, при нашествии поляков, разоривших монастырь, подлинная икона утратилась». В цитировавшемся описании Харьковского собора находим и такие сведения: «В 1687 г. окольничий князь Даниил Барятинский, командир новгородских полков под начальством князя Василия Голицына, был в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и, находясь близ смерти, отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресвятой Богородицы в Харьковский Успенский собор. Такое предание о появлении чудотворной иконы в Харьковском соборе дошло до нового времени от протоиереев Григория Александрова и Стефана Флоринского, из коих первый был при соборе с 1719 по 1767 год, слышал это от дяди своего Иакова Петрова, бывшего священника, а потом протоиереем собора и передал зятю своему протоиерею Флоринскому, скончавшемуся 1805 г.». Одно из новейших описаний Елецкого монастыря (1999) дает о харьковской святыне следующий комментарий: «Древность чудотворной и любимой харьковчанами иконы Елецкой Богородицы, хранившейся в Успенском соборе Харькова, знатоками живописи оспаривалась, хотя давность ее письма признавалась безусловно. Между тем, провести новые исследования невозможно – икона бесследно пропала в советское время».

«Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без Своего образа, – благодарно отмечает современное описание обители (1999). – В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием Голятовским, в монастыре явился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворениями». Как сообщает «Скарбница», в 1676 г. из российского г. Владимира братья Матфей и Никита Козелы привезли на Крещенскую ярмарку в Чернигов список Елецкой иконы с изображением лика Пресвятой Богородицы и Богомладенца на фоне ели, и продали образ местному жителю Константину Мезопете, а тот подарил святыню Елецкому монастырю. В том же году, по молитве у новоприобретенной иконы, в обители начали совершаться исцеления больных, и сведения об этом также вошли в «Скарбницу» (запись новых чудес велась и в 1895-1900 гг.).

«Образ Елецкой Богородицы, находившийся в обители до ее закрытия, искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия… В 1930 году эта икона из Успенского собора попала в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игумения Антония велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал. Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена в Елецкий монастырь» (Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь, 1999).

«Существующая ныне икона написана не в России, а в Украине – российская иконопись тогда имела иной характер, кроме того, в нижней части иконы изображены постройки Чернигова второй половины XVII в., которые легко узнать. Однако в Украине аналогов композиции этой иконы нет, а российские иконы часто делали с так называемыми клеймами… Поэтому современные искусствоведы высказывают предположение, что все было так, как рассказал И. Галятовский: в соборе поставили икону, которую привезли из России, но затем, возможно, уже после смерти И. Галятовского, по какой-то причине была написана новая икона по композиции московской… Внизу справа – западный фасад Успенского собора, прописанный очень тщательно, даже с аркатурным поясом, но пристройки, сделанной в 1698 г., – церкви Иакова – нет. На основе этого можно предположить, что икона написана между… временем восстановления собора – и 1698 г. В левом нижнем углу изображен Чернигов, где можно узнать черниговскую крепость и Спасский собор» (Віроцький В.Д. Храми Чернігова, 1998).

Празднование в честь Елецкой иконы Пресвятой Богородицы совершается дважды в год: 11 (24) янв. и 5 (18 фев.): 1-й день – указанная в «Скарбнице» дата вручения Мезопетой списка иконы монастырю; 2-й – смещенное на сутки празднование в память явления оригинала иконы (на Харьковском образе читалась надпись о явлении святыни 6 февраля 1060 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *